Сообщение
Игорь 62 » 09 мар 2012, 15:03
По материалам газеты "Нижегородские новости"
Навязались на мою голову!
11 августа 2010 г.
Услуги бывают бытовыми, жилищными, коммунальными, медвежьими и навязанными. Последние — как непрошеные гости. Как от них избавиться, не знает никто, и все их вынуждены терпеть. Конечно, можно сделать вид, что их не существует, но раскошеливаться за них все равно придется. Какие же навязанные услуги реально существуют и есть ли на них какая-нибудь управа?
Бахилы ничего не стоят
Навязанным услугам противостоять можно, даже если они вводятся в государственных учреждениях. Это недавно доказали в Кузбассе. В Кемерове больницам и поликлиникам запретили продавать бахилы пациентам. Там местная прокуратура заключила, что подобная навязываемая услуга препятствует конституционному праву больного на бесплатную медицинскую помощь.
Ситуация знакомая — практически все медицинские учреждения страны не пускают посетителей в свои здания без бахил или сменной обуви. Условие понятное — больницы беспокоятся о стерильности помещений. Но почему за счет пациентов?
Стоимость бахил в регионах варьируется от 2,5 до 5 рублей, а в Москве — от 10 до 20 рублей. Конечно, цена вопроса не велика, но, как говорится, главное — дело принципа. Как отметили в прокуратуре, если бы в медучреждениях бахилы выдавали бесплатно, то вопросов не возникло бы. Но альтернативного решения пациентам не предложили.
Теперь же переобуваться в сменную обувь пациенты могут исключительно по желанию и только в «режимные кабинеты»: процедурный, прививочный, лабораторию. Правда, пока только в Кузбассе. Как заявил пресс-секретарь прокуратуры Кемеровской области Алексей Бугаец, исполнять закон, регулирующий право граждан на бесплатную медпомощь, потребуют и от других медицинских учреждений региона, где будут установлены нарушения. Остается надеяться, что новшество приживется во всех клиниках страны. Отметим, что во многих нижегородских частных клиниках бахилы уже давно можно получить на входе. В качестве бесплатной услуги.
Сервис без тормозов
Примеры навязанных услуг есть не только в госучреждениях, но и в коммерческих структурах. Нижегородские автомобилисты говорят, что многие недобросовестные продавцы автомобилей буквально шантажируют своих клиентов, угрожая снять машину с гарантии в случае установки дополнительного оборудования не у них. Навязывая, таким образом, свои услуги, они устанавливают «потолочные» цены и — нарушают закон!
Если вы попали в такую ситуацию, ознакомьте вымогателей со статьями закона. Статья 16 Закона «О защите прав потребителей» гласит, что запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом.
В другом пункте этой статьи прописано, что продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.
Максим СТАРШОВ.
Кстати
Коррупция — это тоже, по сути, навязанные услуги. К примеру, как в деле руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ленинградской области Валерия Филинова и его заместителя Алексея Цакоева. Как доказало следствие, своим подчиненным они дали указание предлагать нуждающимся в утверждении заключений о промышленной безопасности организациям заключать фиктивные договоры с некоммерческой организацией «Промышленная и экологическая безопасность» (ПЭБ). Тем, кто такие договоры заключать не хотел, чиновники отказывали в рассмотрении, утверждении и регистрации заключений о промышленной безопасности. За каждый договор коммерсантам приходилось платить ПЭБу от 30 до 50 тысяч рублей. Вырученные деньги, по версии следствия, шли в карман чиновникам. Городской суд Санкт-Петербурга счел такие «услуги» не только навязанными и постановил отбывать руководителей уголовное наказание.
При выявлении фактов нарушения своих прав потребители вправе обращаться в суд за их восстановлением и защитой, имея при этом в виду, что их требования на сумму до 1 млн руб. пошлиной не облагаются, а также обращаться в территориальное управление Роспотребнадзора.
Договоры, ущемляющие права потребителей, нередко встречаются в сфере бытового и культурно-развлекательного обслуживания. На практике суды привлекают к административной ответственности недобросовестных поставщиков услуг, продавцов и должностных лиц за различные злоупотребления, связанные с навязыванием потребителям дополнительных услуг (таблица 1)
1..за включение в договор купли-продажи стиральной машины условия о необходимости приобретения за плату сертификата программы дополнительного сервиса на 2 года, поскольку такой сертификат, не устанавливая дополнительных услуг, подменяет собой право потребителя на безвозмездное устранение недостатков товара при их обнаружении в течение гарантийного срока (постановление ФАС Уральского округа от 19 сентября 2006 г. № Ф09-8209/06-С1)
2. за установление штрафа владельцем ресторана или кафе за употребление принесенных с собой продуктов и напитков, поскольку не допускается наложение штрафа за сам факт совершения действий без определения размера причиненного ущерба либо вообще при отсутствии такового, не допускается установление платы за услугу, которая не оказывается (постановление ФАС Уральского округа от 26 января 2009 г. № Ф09-10590/08-С1)
3. за предоставление услуги по посещению аттракционов при условии приобретения пластиковой карты за плату. Тот факт, что пластиковая карта представляет собой технически обоснованный элемент паркового хозяйства и без его приобретения невозможно функционирование аттракционов не имеет значения, поскольку навязывание данной услуги не допускается (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 7 ноября 2008 г. № Ф08-6654/2008)
4 за установление университетом в договоре на обучение условия о необходимости приобретения за плату журналов, о том, что после издания приказа о зачислении студента на первый курс, если он расторгает договор, плата за первый курс не возвращается (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 августа 2010 г. № А56-74250/2009)
5. за включение в договор купли-продажи условий о предоставлении гарантийного обслуживания только при наличии заключенного договора на сервисное обслуживание, установление неустойки за нарушение потребителем срока исполнения своих обязательств, взимание штрафа за расторжение договора сотребителем по его вине (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 ноября 2010 г. № А28-4694/2010)
6. за взимание платы за оформление проездного билета автовокзалом, поскольку билет сам по себе товаром не является, а лишь удостоверяет право потребителя воспользоваться услугой по перевозке, в связи с чем оформление билета нельзя признать самостоятельной услугой (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 июля 2010 г. № А31-10272/2009)
7. за отказ в допуске в кинотеатр при наличии с собой продуктов питания, приобретенных не в баре кинотеатра, а в другой торговой точке (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2011 г. № А33-12127/2010)