Принципы отбора детей в хоккей

Общая информация о тренерах и методах работы и методиках подготовки юных хоккеистов. Советы тренеров. Выбор тренера.
Аватара пользователя
PMBOK
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 15:55
Репутация: 123

Сообщение PMBOK » 12 сен 2011, 16:35

Уважаемые форумчаме,
Читая о некоторых принципах отбора в футбол, задумался, а существуют ли какие-нибудь для хоккея ?
Вот может тренер так глянуть на ребёнка в игре и определить его потенциал ?
Слышал, что одни тренера берут по ловкости, другие по игровому мышлению, третьи по желанию играть, четвёртые по росту, пятые ещё по какому то признаку.
Первые три тренируется. Так есть ли какое то железное определение потенциала ребёнка (ну кроме биопсии мышц конечно)?
Встретил вот такое интересное определение по футболу:

"Мы не коснулись темы отбора, поскольку я считаю, что эта проблема в футболе не актуальна. В тренировке оцениваются внешние признаки новичков, двигательная активность, желание тренироваться, склонность к беговым упражнениям и играм. Если же вы хотите иметь точку отсчета физических данных, то, по данным специалистов в области отбора, прыжок в длину с места дает достаточную информацию о скоростно-силовом потенциале кандидатов. "

Какие ещё мысли есть ?
А был ли мальчик ? Может и нет в детском возрасте никакой предрасположенности к игровым видам в отличие от циклических ?
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.

2. Никому не верю кроме Чака Норриса.

Mikky
Сообщения: 2020
Зарегистрирован: 21 фев 2005, 17:38
Репутация: 154

Сообщение Mikky » 12 сен 2011, 17:18

PMBOK писал(а):Уважаемые форумчаме,
Читая о некоторых принципах отбора в футбол, задумался, а существуют ли какие-нибудь для хоккея ?
Вот может тренер так глянуть на ребёнка в игре и определить его потенциал ?
Слышал, что одни тренера берут по ловкости, другие по игровому мышлению, третьи по желанию играть, четвёртые по росту, пятые ещё по какому то признаку.
Первые три тренируется. Так есть ли какое то железное определение потенциала ребёнка (ну кроме биопсии мышц конечно)?
Встретил вот такое интересное определение по футболу:

"Мы не коснулись темы отбора, поскольку я считаю, что эта проблема в футболе не актуальна. В тренировке оцениваются внешние признаки новичков, двигательная активность, желание тренироваться, склонность к беговым упражнениям и играм. Если же вы хотите иметь точку отсчета физических данных, то, по данным специалистов в области отбора, прыжок в длину с места дает достаточную информацию о скоростно-силовом потенциале кандидатов. "

Какие ещё мысли есть ?
А был ли мальчик ? Может и нет в детском возрасте никакой предрасположенности к игровым видам в отличие от циклических ?

Прочитайте например вот это http://dussh.fc-ocean.ru/index.php?show ... ews&id=229 про детский футбол в Голландии.
И забудьте все что написали про отбор детей.
У финнов например тоже нет никакого отбора 6-7 лет.
Задача вовлечь как можно больше детей и удержать в спорте как можно дольше.

... Серьезной ошибкой является то, что многие тренеры придают большое значение физическим качествам юных футболистов, отбирая игроков, например, с высокой скоростью. В первую очередь, тренер должен обратить внимание на то, есть ли у мальчика технический потенциал. Если же отбор происходит иначе, то это заблуждение. В юном возрасте не имеют большого значения габариты игрока, не так уж важно на этом этапе выиграть какой-то матч. Главное, чтобы игроки становились лучше и лучше, прогрессировали. Одержать победу в детском соревновании можно за счет отбора юных футболистов по физическим кондициям: естественно, что они переиграют более слабых физически, но лучше одаренных технически сверстников. Самое же главное для будущего - приобретать необходимые качества в нужное время, и тогда лет в шестнадцать способный игрок станет заметен....

Аватара пользователя
PMBOK
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 15:55
Репутация: 123

Сообщение PMBOK » 12 сен 2011, 17:37

Не утешительный вывод. Получается, что тренер проведя одно занятие и сделав вывод о бес/перспективности игрока, занимается профанацией.
Или точнее, облегчает себе жизнь выбрав наиболее удобных ему детей ...
Потому что только длительное наблюдение позволит оценить наличие или отсутствие прогресса.
Интересно.
А как же игровое мышление ? Миф или реальность ?
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.

2. Никому не верю кроме Чака Норриса.

Аватара пользователя
PMBOK
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 15:55
Репутация: 123

Сообщение PMBOK » 13 сен 2011, 12:18

Вот интересная статейка. Подтверждает выкладки буржуев и наши перегибы.
http://sportislife.ru/sporting-choice/

А вот тут чуть отличная позиция, но в том же ключе
http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N2/p51-55.htm

Добавлено спустя 21 минуту 8 секунд:
Где-то в Сокольниках две «дикие» команды рьяно гоняли футбольный мяч. Класс игры соответствовал качеству поля, так что смотреть было не на что. Особенно беспомощным казался долговязый подросток с печальным лицом. Неизвестно, по какой схеме играли его товарищи, но в защите он был один, остальные—в атаке. Он то падал в грязь в надежде дотянуться до мяча, то под общий хохот бегал от одного соперника к другому. Иногда ему удавалось каким-то невероятным приемом перехватывать мяч. Тогда он виновато улыбался. Когда игра закончилась, к ребятам подошел пожилой мужчина в светлом плаще. Минуя других, прошел к долговязому мальчишке и сказал: «Я тренер «Динамо». Приходи завтра в пять. Спросишь дядю Володю». Ребята были поражены: неудачник оказался счастливчиком...

Что привлекло в неуклюжем подростке опытного педагога? Преданность игре и фантазия в приемах? А может быть, стремление разобраться в игровой обстановке, выбрать верное решение? Во всяком случае парень действительно оказался талантливым и не обманул надежд...

Таких примеров немало. Они говорят о том, что интуиция и тренерский опыт могут сослужить хорошую службу. Но это не решает проблемы отбора, о чем свидетельствуют и большой отсев из спортивных школ, и трудности комплектования команд мастеров способными игроками.

Большинство ошибок происходит не столько от отсутствия обоснованных методов отбора, сколько из-за неправильной концепции. Бывает, что картина начального отбора выглядит примерно так. Тренер делит ребят на две группы, объясняет им задачу: «Передавая друг другу мяч, старайтесь забросить его в корзину, а противнику этого делать не давайте. Ясно? Начали!» ... Потом он наблюдает за игрой и отмечает про себя: «Этот бежит быстро и смел, а тот поточней других. Их и возьму».

Вроде бы логичный выбор. Но это только на первый взгляд. А потом вдруг оказывается, что эти двое уже играли в школьной команде и коечто умеют. Поэтому и держатся увереннее и производят впечатление лучшее. Выходит, тренер выделил умеющих, а не наиболее одаренных.

Не удивительно, что через некоторое время этих двоих перегонят по всем показателям те, на которых тренер не рассчитывал. Понадобились многолетние исследования, чтобы сделать довольно скромный вывод: никогда не проверяй одаренность средствами «своего» вида спорта. Не должна техническая и тактическая подготовленность скрывать истинные таланты. Так что распространенная практика отбирать, к примеру, баскетболистов, дав им поиграть в баскетбол, порочна и ведет к многочисленным ошибкам.

Что же должен увидеть тренер в будущем ученике, каким его качествам и свойствам отдать предпочтение, как предвидеть его будущие спортивные успехи? На эти и многие другие вопросы необходимо найти ответ, чтобы сделать отбор научно обоснованной, организованной и эффективной системой определения спортивных талантов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР

Наука о физической культуре сравнительно молода. Вопросы, связанные с теорией и практикой отбора, имеют более длительную историю. Бурное развитие производства поставило задачу рационального распределения рабочей силы и подготовки кадров, способных в будущем надежно обслуживать современную технику. С этой целью в начале XX века в различных странах стали создаваться бюро по изучению и диагностике профессиональной пригодности. В нашей стране первая лаборатория отбора была создана в 1922 г. под руководством И. Н. Шпильрейна.

Исследования велись в двух направлениях: разработки теоретических основ профессионального отбора и определения методов пригодности к отдельным профессиям.

В лабораториях разрабатывались комплексные методы определения профессиональной пригодности, включающие анкетирование, тесты и аппаратурные пробы. Такой подход позволил подойти к решению ряда проблем, связанных с психологией личности. Особенно важно то, что ученые подчеркивали динамический характер профессионально важных качеств, возможность их совершенствования и компенсации.

Однако решить в целом задачу профессионального отбора на том этапе ученым не удалось. В первую очередь это можно объяснить совершенно недостаточной разработкой смежных научных дисциплин, на которые нужно было опереться: психологии, физиологии, морфологии, генетики, прикладной математики.

В настоящее время решение многих аспектов проблемы отбора обязано успехам авиационной и, особенно, космической психологии. Первым мотивом отбора летчиков было стремление снизить роль «личного фактора» в гибели самолетов. Разработанная американскими учеными программа отбора курсантов в летные училища в дальнейшем была принята во многих странах (Англия, Канада, Франция, Дания, Финляндия). У кандидатов исследовались качества, к которым предъявлялись следующие требования: стабильность, независимость друг от друга и специфичность для летной деятельности (Д. Фланаган).

В послевоенные годы возросло количество работ советских авиационных психологов. Это не замедлило сказаться на значительных успехах в разработке методов отбора. Особенно важным шагом вперед было широкое применение аппаратурных методик, обеспечивших моделирование многих специфических условий. Усилиями авиационных психологов был разработан комплекс методов определения психофизиологических качеств личности, которые должны обеспечивать успех в летной деятельности. Это позволило сделать вывод, что летные способности включают: особенности темперамента, интерес, стремление совершенствовать мастерство, настойчивость, решительность, смелость, сообразительность, эмоциональность, устойчивость, самокритичность, свойства внимания, скорость и точность сложных видов двигательных реакций, координацию движений, легкость образования двигательных навыков (К. К. Платонов).

Нельзя сказать, что вопросы прогнозирования летных способностей исчерпаны. Об этом в какой-то мере свидетельствует все еще значительный отсев из летных училищ. Да и большинство аварий в авиации по-прежнему обусловлено личным фактором. Но все же работа в области отбора летчиков помогла сделать значительный шаг вперед как в изучении способностей человека вообще, так и в практике профессионального отбора.

Не секрет, что именно эти достижения позволили развиться новой, наиболее сложной форме профессионального отбора — отбору космонавтов. Неоспоримый приоритет здесь принадлежит советским ученым. До полета первого космонавта Ю. А. Гагарина предвидение реакций и поведения человека в условиях неизведанной деятельности опиралось на летный опыт, полеты животных и другие косвенные данные. Особенности космического полета, в том числе невесомость и психологические перегрузки, предъявляли не только повышенные, но и качественно отличные требования к астронавту (М. И. Бобнева). Естественно, понадобилась разработка принципиально новой системы отбора, включившей личностные, медицинские, психофизиологические критерии.

Целый ряд современных профессий связан с таким значительным риском, волевыми усилиями и ответственностью (операторы энергосистем железнодорожные диспетчеры и др.), что даже идеально построенная профессиональная подготовка не может обеспечить достаточную надежность работника (В. Н. Пушкин). Поэтому практические вопросы отбора все шире исследуются и разрабатываются в промышленности и на транспорте, благодаря чему теория отбора приобретает все более четкие формы.
СПОРТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Отбор спортсменов отличается от профессионального отбора. Например, отбор в спортивные школы предусматривает прогноз успешности на 6—10 и более лет вперед. При этом необходимость учитывать множество самых разнообразных факторов, влияющих на возрастное развитие и специальную подготовку, делает такой прогноз весьма затруднительным. К тому же отбор в спорте направлен на выявление талантов, а не на выбор практически здоровых людей, способных с заданной надежностью выполнять определенную работу, что является основной задачей профессионального отбора. Но главная трудность спортивного отбора заключается в том, что тренер должен угадать в ребенке спортивные способности, которые в данный момент еще не проявились. Советская наука отрицает врожденность способностей.

Врожденными могут быть только анатомофизиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей (Б. М. Теплов). С позиции марксистской диалектики в понятие «способности» включаются также психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности (П. А. Рудик).

Способности могут существовать только в развитии и проявляются лишь в процессе конкретной деятельности. Этот процесс протекает в борьбе противоречий. При этом невозможно с помощью какой-либо способности достигнуть успеха в деятельности, необходимо определенное их сочетание.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия. Но ядро способностей — это не усвоенная операция, а те психические процессы, посредством которых эта операция регулируется, качество этих процессов (С. Л. Рубинштейн). То качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности, называют одаренностью. От одаренности зависит не успех, а только возможность его достижения. Кроме сочетания способностей для этого необходимо еще обладание умениями и навыками.

Исходя из этого, выбор критериев и методов отбора на различных его этапах должен основываться на структурном анализе спортивного успеха (рис. 1). На I уровне, учитывая возраст и подготовленность младших школьников, основное внимание следует уделять выявлению задатков и оценке двигательной активности. Наличие специальных качеств и элементарной подготовленности позволяет на II уровне оценить степень игровой одаренности. На III уровне на основе одаренности в сочетании с навыками и умениями формируются способности, проявляющиеся в спортивной деятельности. IV уровень считается ключевым в формировании спортивного мастерства, которое, будучи подкреплено надежностью (V уровень), ведет к спортивному успеху (VI уровень).

Такая «лестница успеха» позволяет верно расставлять акценты в организационно-методических мероприятиях по отбору. Как показали исследования (1963—1977 гг.), дети 7—8 лет должны обследоваться на первом уровне, дети 9—10 лет—на втором, дети 11—12 лет—на третьем.

Важно отметить, что на третьем уровне впервые в оценке перспективности важное место отводится анализу подготовленности, тогда как на более низких уровнях предпочтение отдается качествам и свойствам личности.
ВРОЖДЕННЫЕ И ПРИОБРЕТЕННЫЕ СВОЙСТВА

Тренерам и преподавателям физического воспитания хорошо известно, что далеко не каждое качество можно развить в ученике. Если свойства, относящиеся к социальной сфере, например трудолюбие, сознательность, не только поддаются воспитанию, но являются важным объектом педагогического воздействия, то психофизиологическая сфера человека весьма консервативна. Это связано с тем, что развитие человека проходит под воздействием социальной и генетической программ. Социальная программа включает в себя сумму знаний, накопленных человечеством за всю его историю и передаваемых в процессе обучения (Н. П. Дубинин и Б. А. Никитюк). Генетические факторы определяют потенциальные возможности развития. Однако эти потенциальные возможности не могут раскрыться без контакта организма со средой (В. Б. Шварц). Совокупность свойств человека представляет собой результат взаимодействия наследственности и среды. Нельзя преуменьшать ни влияния среды, ни значения генотипа (Ж. Бейссон).

Таким образом, достижение высоких спортивных результатов, с одной стороны, ограничено генотипом, а с другой — стимулируется условиями воспитания и подготовки. Чего больше врожденного или приобретенного в спортивных способностях? Наследуемость различных спортивных задатков неодинакова. В большей мере она проявляется в показателях двигательной подготовленности—быстроте, прыгучести, выносливости, силе, ряде морфологических и психофизиологических характеристик.

Наследственное влияние различно в различные периоды развития человека. Например, для большинства морфологических признаков оно постепенно снижается в 10— 15 лет (Э. Г. Мартиросов, В. П. Чтецов).

Скорее всего это связано с постоянно возрастающей ролью средовых факторов, в первую очередь—адаптацией к спортивной подготовке. Надо иметь в виду, что даже те свойства, которые в значительной мере генетически обусловлены, не обязательно наследуются. Умственные способности, к примеру, во многом определяемы генотипом. Но они зависят в своем развитии от такого огромного числа генов, что вероятность сохранения у ребенка точно такой же их комбинации практически равна нулю (Ж. Бейссон). Этот факт должен насторожить тех, кто надеется ориентировать отбор на поиск «спортсменов — детей спортсменов». Если бы такой отбор и имел перспективы, то лишь потому, что в спортивных семьях система воспитания интересов, притязаний, отношений благотворна для развития спортивных способностей. Но и этот довод отступает перед статистикой: спортивных семей относительно немного и такой отбор вряд ли может иметь практическое значение.

Генетика спорта еще мало изучена. Не так уж много ее достижений можно сейчас использовать в теории и практике отбора. Тем не менее незнание ее элементарных законов недопустимо для спортивного педагога. Значительное количество ошибок отбора и воспитания спортсменов происходят из-за недоучета наследственных факторов.

Не обладая природными качествами, подросток настойчиво пытается овладеть вершинами спортивного мастерства в одном из видов спорта. Тренер доволен: его ученик трудолюбив, настойчив, предан спорту. Спортсмен через силу, ценой огромных напряжений мышц и воли, выполняет нормативы, тянется за остальными. Но недолго. Патологические изменения нервной или сердечно-сосудистой системы разлучают его со спортом навсегда.

Однако надо иметь в виду, что приобретенные личностью особенности, которые тренер использует как критерии отбора, имеют по сравнению с унаследованными особенностями, высший характер. И как высшие, они не могут быть заменены низшими (Н. Попов). Эта важная методологическая особенность отбора иногда не учитывается не только практиками, но и авторами теоретических и методических работ.

Итак, необходимо проводить отбор на основе врожденных и приобретенных признаков.
ПРИГОДНОСТЬ, ОРИЕНТАЦИЯ, ОТБОР

Каждая деятельность, в том числе спортивная, предъявляет к человеку ряд требований. Но любая деятельность развивается, совершенствуется. Так произошло в авиации, когда летчики пересели из тихоходной машины в реактивный самолет. Так происходит и в спорте.

Стоит припомнить кинокадры, которые запечатлели соревнования фигуристов в начале века. Вызывают улыбку не только форма участников, но и статичность, низкие скорости, простейшие элементы. То же можно сказать и о других видах спорта. Прогресс спорта настолько очевиден, что мы уже перестали удивляться каскадам тройных прыжков Е. Водорезовой, феноменальным скоростям Е. Куликова, прыжкам В. Ященко выше 2 м 30 см и т. д.

В командных играх прогресс менее нагляден, но не менее весом. Он здесь идет во многом за счет новых тактических идей, совершенствования взаимодействия, повышения работоспособности. Естественно, меняются и требования, которым должен отвечать спортсмен. Эти требования, учитывающие динамику спортивной деятельности, и формируют спортивную пригодность.

Понятие пригодности предусматривает, что не только человек по своим данным подходит к той или иной деятельности, но и эта деятельность подходит для него. Пожалуй, наилучшее определение спортивной пригодности:

«...это соответствие между индивидом и спортивной деятельностью, взаимное проникновение и стимулирующее воздействие спортивной деятельности на личность и личности на спортивную деятельность» (Н. Попов).

Существует немало примеров, когда ребенок, обладающий всеми необходимыми природными данными для спортивной игры, но не имеющий достаточной мотивации, уклоняется от спортивной деятельности, выбирая порой такую, которая в гораздо меньшей степени соответствует его возможностям. Поэтому одной из главных задач ориентации и является агитационно-пропагандистская и сугубо педагогическая работа, направленная на воспитание интереса у ребенка. Ориентация связана прежде всего с комплексом мероприятий, направленных на подбор для человека тех видов спорта, которые в наибольшей мере соответствуют его желаниям, предрасположенности и способностям. Выявление этих факторов—специфическая цель ориентации. Достижение этой цели, с одной стороны, способствует решению проблемы взаимного соответствия личности и деятельности, с другой — помогает организационно в осуществлении отбора для отдельных видов спорта.

Отбор следует понимать как процесс определения соответствия способностей человека и особенностей данной спортивной дисциплины. Главный мотив спортивного отбора—стремление связать воедино творческий расцвет личности и высшие спортивные достижения.

Пригодность, ориентация и отбор имеют много взаимопроникающих характеристик. Однако они представляют собою вполне самостоятельные явления.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОГО ОТБОРА

Прежде тренера мало интересовал процесс получения тех рекомендаций, которые предлагались научными работниками. Может быть, поэтому научные разработки с таким трудом находили себе дорогу в практику. В современных условиях, когда научное обеспечение различных сторон подготовки спортсменов завоевывает все большее признание, тренеры не без успеха проникают в тайны технологии исследований. Выступая перед тренерами на всех уровнях, от ДЮСШ до сборных команд страны, автор убедился в возрастающем интересе специалистов к сугубо исследовательским проблемам отбора.

В последнее время резко возросло количество научных работ в области спорта вообще и отбора в частности. Многие из них посвящены методам отбора. Авторы предлагают порою различные методики, исходя в основном из тех аспектов, которые они углубленно изучали. Чтобы отобрать те, которые отвечают взглядам тренера и, по его мнению, обеспечат надежность отбора, ему необходимо тонко разбираться в способах получения научной информации.

Исходя из особенностей спортивной деятельности, вся система отбора в спорте и применяемые в ней критерии должны отвечать некоторым методологическим принципам.

Решая вопрос о выборе спортивной специализации и приеме в спортивные школы, кандидата рассматривают в единстве его психических и соматических характеристик, обращая внимание на уровень развития качеств и свойств, относящихся ко всем подструктурам личности и организма, вне зависимости от их генетической или средовой природы. Это предопределяет принцип комплексного подхода. Такой подход позволяет не только получить обширную информацию, но и сопоставить показатели, относящиеся к различным сферам жизнедеятельности с точки зрения возможности формирования специальных способностей.

В различных видах спорта способности специальны, но они имеют и много общего. С этой точки зрения можно рассматривать спортивные способности вообще; способности, специфичные для группы видов, например спортивных игр; способности к данному виду спорта; способности, присущие спортсменам определенного амплуа в этом виде спорта; способности, характерные для игрока этого амплуа, обладающего определенным игровым стилем; наконец, индивидуальные способности. Такая пирамида, в основании которой находятся спортивные способности вообще, а в вершине— индивидуальные способности, заставляет оценивать способности при отборе последовательно снизу вверх. Положительное значение такой системы заключено в реализации диалектического единства процессов определения спортивной пригодности, спортивной ориентации и спортивного отбора. Поэтому можно сформулировать принцип единства пригодности, ориентации и отбора.

Отсев при отборе по причине непригодности к данному виду спорта связан с некоторым противоречием интересов ребенка и запросами вида спорта, в который отбор осуществляется. Но это противоречие усиливается, если неспособный все же принят и продолжает обучение в ДЮСШ. С этой точки зрения отбор является гуманным и социально оправданным мероприятием. Он должен учитывать как интересы спорта, так и интересы отдельной личности. На этом основании представляется необходимым выдвинуть принцип единства интересов спорта и интересов личности.

Прогнозирование при отборе базируется на оценке состояния качеств и свойств личности в период отбора и темпах их прироста. Однако темпы прироста настолько индивидуальны, что с трудом претендуют на роль критерия. Ориентация на темпы прироста спортивных достижений также малоэффективна, так как прогресс достижений также индивидуален вследствие различного биологического и умственного созревания (К. Куппер). Целесообразным представляется изучение динамики успехов в обучении техническим приемам и способам действий. В спортивных играх это выражается в диагностике способностей к технической подготовке, индивидуальным тактическим действиям и взаимодействию. Этот принцип можно назвать принципом диагностики обучаемости. Обосновывая этот принцип, следует указать на то, что выполнение технических приемов и способов действий в модельных условиях меньше зависит от случайных и сбивающих факторов, чем спортивный результат, а также обеспечивается в основном стабильными и малокомпенсируемыми качествами.

Учитывая необходимость диагностики при отборе весьма широкого круга способностей, полезно исходить из принципа последовательности и избирательности. Согласно этому принципу, вначале измеряются консервативные и малокомпенсируемые качества, затем консервативные, но компенсируемые, а затем лабильные и компенсируемые. Такая последовательность обеспечивает более ранний диагноз пригодности к данному виду спорта. Избирательность же заключается в выделении в отдельную подсистему тех качеств и свойств, которые наиболее ярко отличают эталонные контингента спортсменов в данном виде.

Вся информация, полученная в процессе изучения личности при отборе (предыстория, наследственность, социальные и другие факторы), должна быть использована не только для заключения о пригодности, но и в интересах дальнейшего воспитания спортсмена, особенно с целью индивидуализации подготовки. Методы диагностики спортивных способностей и методы диагностики обучаемости органически сливаются в процессе начальной спортивной подготовки. На этом основании выделяется принцип единства отбора и воспитания спортсменов.

К моменту отбора не все способности детей одинаково выражены. Это связано в первую очередь с различием их двигательного режима. Такое положение во многом снижает эффективность диагностики. Конечно, было бы идеальным, если бы объем и характер предшествующего двигательного режима были аналогичны у всех кандидатов в ДЮСШ. Недостижимость такого идеала очевидна, но существует возможность проводить предварительную подготовку к отбору, которая несомненно окупается оперативностью и уточнением прогнозирования при отборе и ориентации. Руководствуясь принципом предварительной подготовки к отбору, следует организовать школы по типу школ фигурного катания либо ориентировать программу начальной школы на внедрение в уроки физкультуры специальных программ, направленных на развитие способностей, характерных для групп видов спорта.

Ряд авторов указывают на необходимость диагностики биологической (В. К. Бальсевич) и психологической (А. В. Родионов) надежности при отборе. На примере ряда спортивных игр легко установить, что одни спортсмены отличаются высоким уровнем, другие—высокой стабильностью действий. Но только третьих, тех, кто силен в обоих компонентах, можно считать надежными. Значение биологической, психической и социальной сторон надежности врядли можно преуменьшить. С принципом надежности связаны подходы к диагностике эмоциональной устойчивости, здоровья, восстановительных процессов и т. п.

Добавлено спустя 22 минуты 39 секунд:
Вот мнение врача:
http://www.sportchild.ru/page.php?id=333&pg=1

Заинтересовала связь сколиоза и большого тенниса. Почему то вспомнил про щелчки и броски в хоккее, такое же скручивание идёт ...
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.

2. Никому не верю кроме Чака Норриса.

Болельщик Со Стажем
Сообщения: 341
Зарегистрирован: 29 сен 2010, 00:14
Репутация: 5
Команда: Коньки на гвоздь? Не дождетесь :)

Сообщение Болельщик Со Стажем » 13 сен 2011, 13:50

Мой играл/играет и в то, и в другое.
Личный вывод: верьте ребенку (если есть ну просто безумное желание)... или тренерам :).

Иначе через N лет он будет, к примеру, "пахать" в некоторой ДЮСШ
безо всяких перспектив. Потому что под Hi-стандарты не подходит.
И будет смотреть на разного рода "перспективных" - которые, пусть
играют так же или послабее, но повыше, побыстрее... в потенциале и т.п.

Вообще, педагогу надо верить, поскольку за следующим углом вас снова будет
ждать он или еще один такой же :).

Аватара пользователя
PMBOK
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 15:55
Репутация: 123

Сообщение PMBOK » 13 сен 2011, 14:37

Болельщик Со Стажем писал(а):Вообще, педагогу надо верить

Безусловно. Но до определённого предела. Особенно: при наличии информации "как у них" и при наличии информации что даже наша профессура рекомендует "не спешить и посмотреть".
Не секрет же, что спортсмену надо искать своего тренера, так же как и актёру своего режиссёра.
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.

2. Никому не верю кроме Чака Норриса.

Аватара пользователя
PMBOK
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 15:55
Репутация: 123

Сообщение PMBOK » 13 сен 2011, 18:35

Об установках тренеров:

Майк Маллер, «Динамо», сезон 1992/93

Еще один драфтовый выбор «Джетс», перебравшийся за океан. Первый хоккеист-легионер в российских клубах. 19-летний американский защитник решил променять еще один сезон за университет Миннесоты на взрослый чемпионат малоизученной страны. Причем, его желание играть было настолько велико, что добирался до Москвы он за свой счет.

Несмотря на то, что американец провел в России всего один сезон, его партнер по команде Александр Карповцев хорошо запомнил Маллера: «Крепкий защитник, в хороших кондициях был, но потом захотел немного экзотики. Начал выполнять все, что давал тренер. А этого делать нельзя. Мы Майку говорили: «Срезай тридцать процентов с нагрузки, иначе ты сдохнешь». Он не понимал. Он один пытался работать на 140%. Еще он был очень наивный. Привез с собой модную изоленту, клюшки. Естественно, люди приходили к нему: «Здравствуй, здравствуй», – под шумок р-раз – мотка ленты нет. Ко мне подходил: «Саша, почему так происходит?» Я ему говорю: «Майк, клади все в шкафчик под замок». Но и из-под замка доставали. А так – веселый хороший парень, потом он втянулся немного, но первый месяц его убил просто, он чуть не откинулся на кроссе».

За одиннадцать матчей в бело-голубой форме Маллер забросил только одну шайбу и набрал 8 минут штрафа. Больше ничем знаменательным ему отметиться не удалось. В позапрошлом сезоне закончил карьеру. Последним клубом стал «Пассау Блэк Хавкс», выступающий в третьем немецком дивизионе.
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.

2. Никому не верю кроме Чака Норриса.

Аватара пользователя
Нудлз
Сообщения: 1950
Зарегистрирован: 27 июл 2011, 10:07
Репутация: 189

Сообщение Нудлз » 14 сен 2011, 18:11

рататуй писал(а):PMBOK
Интересоваться хоккеистами начинают годам к 15-16.Видимо с этого возраста можно что то спрогнозировать и отобрать.
У меня есть знакомые родители у детей которых у одних в 11 лет в футболе, а у других в 13 лет в хоккее уже были агенты... И продолжают оставаться по сей день...
— Что ты делал все эти годы?
— Рано ложился спать.

Аватара пользователя
PMBOK
Сообщения: 1048
Зарегистрирован: 27 фев 2010, 15:55
Репутация: 123

Сообщение PMBOK » 15 сен 2011, 14:27

рататуй писал(а):И есть ли он отбор,если мы говорим о выборе вида спорта.

Эта тема чем то перекликается с темой "можно ли увидеть в ребёнке звезду в 5-10 возрасте ". Особенно мне интересно, как тренер может на одном просмотре 5-7 летнего хоккеиста увидеть весь его потенциал. Дети ведь разного уровня подготовленности приходят на просмотр (кто то занимался раньше, кто то нет). Если говорить о том, что тренер оценивает прогресс ребёнка, то интересно понять, сколько времени нужно для этого, месяц, два, три или достаточно сдавать нормативы.
Пока я понимаю по материалам - это всё ерунда. Кроме анатомической предрасположенности - ничего нельзя сказать - да и то под вопросом.
1. «Премудрость возглашает…: Доколе, невежды, будете любить свое невежество?.. Доколе
глупцы будут ненавидеть знание?.. Упорство невежд убьет их и беспечность глупцов
погубит их…»
Книга притчей Соломоновых, глава I.

2. Никому не верю кроме Чака Норриса.

Аватара пользователя
SLegg
Сообщения: 20515
Зарегистрирован: 15 май 2006, 15:48
Репутация: 3075

Сообщение SLegg » 15 сен 2011, 15:39

PMBOK Я не знаю, как в других местах, но вот у нас в московских школах никогда никакого отбора не было... Отбор начинается только тогда, когда начинают формироваться пятёрки, и начинаются игры, да и то, никто никого не выгоняет, тренируйся, повышай мастерство, но играть пока не будешь, или будешь редко... Выгоняют, да и то редко, только тех, кто сам ничего не делает и другим мешает, да и то, только после многократных замечаний :yes:
Разница между теорией и практикой на практике существенно больше, чем в теории.

Аватара пользователя
MultiFrolov
Сообщения: 84
Зарегистрирован: 28 фев 2010, 20:03
Репутация: 0

Сообщение MultiFrolov » 15 сен 2011, 17:35

про хоккей ничего сказать не могу, как пришли в пять лет, так четвёртый сезон и катаемся. Но мы с шести лет стали ходить на отбор в академию Зенита (СМЕНА), так вот: в шесть лет его не отобрали, в прошлом году, в семь, взяли, но мы не стали ходить, в этом опять ходили отбираться, но нас снова не взяли. Пришёл к выводу, что этот отбор, в большей степени, очень субъективен, во многом зависит от тренера, который непосредственно занимается отбором.
Металлоконструкции и металлообработка в Санкт-Петербурге - https://ladogasteel.ru/

Аватара пользователя
SLegg
Сообщения: 20515
Зарегистрирован: 15 май 2006, 15:48
Репутация: 3075

Сообщение SLegg » 15 сен 2011, 19:59

Кстати, у меня дочь занималась фигурным катанием с 84-ого по 93-ий год опять же в Сокольниках...
Было два отбора. Первый вела Жанна Громова - нас не отобрали... Не знаю, была ли тогда на отборе Ирина Слуцкая, или она потом пришла уже...
Во второй раз была другой тренер - она не долго у нас была (заболела, как оказалось, смертельно), потому фамилию уже и не вспомню... Она взяла практически всех, кроме ну очень толстых... Сказала:"Беру всех, все эти отборы - ерунда". Так вот, в их числе была и Елена Соколова, которую Жанна "забраковала" - Чемпионка Европы и победительница этапов Кубка мира... Мы группу Ж.Г. на всех соревнованиях всегда опережали по сумме мест (типа 1-3-5, против их 2-4-6), хоть у нас (при нас) и сменилось потом ещё два тренера. Были девочки и более талантливые, чем Соколова, но у них по разным причинам не сложилось, не знаю уж, почему... Моя не была лучше Соколовой, но до определённого времени тоже держалась в лидерах... Её сгубила лень и другие интересы в 12-ть лет... :yes:
Последний раз редактировалось пользователем 2 SLegg; всего редактировалось раз: 15
Разница между теорией и практикой на практике существенно больше, чем в теории.

Аватара пользователя
SLegg
Сообщения: 20515
Зарегистрирован: 15 май 2006, 15:48
Репутация: 3075

Сообщение SLegg » 15 сен 2011, 20:12

рататуй писал(а):Если мы говорим о отборе (при выборе вида спорта) как о официальной системе приоритетов, то да её нет, так как нет в ней необходимости ни в московских школах ни в других .О фициальный отбор в хоккее, это ДРАФТ.А до этого момента каждый сам себе режисёр.
Полностью согласен. Собственно, и я о том же :yes:
Разница между теорией и практикой на практике существенно больше, чем в теории.

Аватара пользователя
SLegg
Сообщения: 20515
Зарегистрирован: 15 май 2006, 15:48
Репутация: 3075

Сообщение SLegg » 15 сен 2011, 20:35

рататуй Про талант мне сложно говорить... Был у нас мальчик (лет 5-6 назад), которого папа водил на все подкатки, а тренеру говорил, что типа никуда не водит, и что это только его заслуга - тренера, что пацан так прогрессирует... Тренер удивлялся:"Талант!" :yes:
У нас при наборе никаких приоритетов не было, как я писал... Недостатка игроков Спартак никогда не испытывал, как Вы понимаете, т.е. "добор", как я его понимаю, СМ не нужен... Остаётся только конкурсная основа для попадания в состав... Далее только моё личное мнение, т.к. от тех, кто в состав не попадал, приходилось слышать и другое мнение, естественно... За 8-мь лет при трёх разных тренерах с коньюнктурным подходом я (наша семья) лично не встречались - речь не о нас конкретно, а про состав команды (играют сильнейшие на данный момент по нашему глубокому убеждению) :yes: Возможно, у нас всё ещё впереди...
Разница между теорией и практикой на практике существенно больше, чем в теории.

Аватара пользователя
SLegg
Сообщения: 20515
Зарегистрирован: 15 май 2006, 15:48
Репутация: 3075

Сообщение SLegg » 15 сен 2011, 20:57

рататуй Ну, во-первых, в Спартак не так уж и идут сейчас, но, естественно, кто-то приходит :yes:
Во-вторых, я уже написал, что если приходит игрок объективно сильнее играющего сейчас на данной позиции, то его, естественно, берут и он играет... Естественно, он должен быть много сильнее, т.к. от своего тренер уже знает, чего ждать, а пришедший сегодня пришёл, а завтра может и уйти... Остальным (равным играющим) тоже практически не отказывают - т.е. тренируйтесь, а там посмотрим... Просто в играющих годах сидеть и ждать мало кто хочет, Вы понимаете. Соответственно, такие приходят и уходят.
Повторяю, лично я не заметил, что у нас кто-то играл и играет не по спортивному принципу, а по толщине кошелька родителей, хотя тем, кто в состав не попадает, кажется именно обратное... Тут уже разговор об объективности восприятия :yes:
Разница между теорией и практикой на практике существенно больше, чем в теории.

Ответить

Вернуться в «Тренерская»