Скорость - секрет успеха?!

Общая информация о тренерах и методах работы и методиках подготовки юных хоккеистов. Советы тренеров. Выбор тренера.
RED2
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: 29 янв 2007, 17:57
Репутация: 90

Сообщение RED2 » 25 апр 2007, 10:38

Скорость, как модельная характеристика игрока, обладает ли решающим преимуществом в современном хоккее? Понятно, что есть Афиногенов. Понятно, что есть фактор доминирования скорости в юношеском хоккее. Но, скажем, Дацюк не быстр. Гретцки не быстр. Ягр даже мешковат... Берут же чем то. Кроме того, общие функциональные показатели игроков за последние 15 лет выросли существенно и современный хоккей, увы, все больше играется на маленьких площадках. Эти тенденции не снизили востребованность скоростных игроков?

Скажем еще очень давно Н.Эпштейн писал - критерий отбора для хоккея это игровое мышление. Ларионов после 30 лет практически утратил скоростной потенциал, но оставался конкурентноспособным игроком.

По ранней специализации хотел бы добавить. Согласен, что есть практический сдвиг в пользу ранней специализации на 2 года. Более того, я бы сказал, что исследованный уровень в методической литературе даже меньше того возраста, который был реально у игроков сборной СССР, нашего идеала. То есть раньше было очень примерно - чем позже начал, тем лучше. Сейчас считается, чем раньше начал - тем лучше. Я бы сказал, не как Савин - целесообразность этого требует изучения и не как Консультант - исследований 0, а сказал бы. что вообще не нужны эти исследования. Какая нахрен специализация в 6 лет или даже раньше? Угробили уже пару тройку поколений. Овечкин или Малкин зато выросли? Так во весь голос поговаривают, что они рисовали возраст и только подтвердили базовые понятия о сроках начала специализации... Уже как умора выглядит - зайдите на питерские сайты - одни растущие чемпионы в 6-15 лет. Только вот аж 3 игрока за последние пять лет в СЛ играют! А с деревянных открытых коробок, имея 4 месяца льда, люди стабильно в первую сборную попадают... Еще в роддом только коньки не увозили!

Консультант
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 16 янв 2007, 10:25
Репутация: 19

Сообщение Консультант » 25 апр 2007, 11:24

RED2: То,что Вы называете - имеет место. Но загляните в историю прихода всех игроков раннего поколения - они все выросли на прудах, возле подьездов, гоняя консервную банку и навыки катания + владения клюшкой закладывали себе сами.Теперь что происходит: нет коробок, нет возможности гонять в хоккей, возле подьезда и базовую модель начинают закладывать в исскуственных дворцах. Правильно писал Н.Эпштейн - главный критерий в отборе -это игровое мышление.Теперь ответте- где это развивают дети,кроме катков?Согласен с В.П. Савиным - необходимо изучение этого вопроса, а я говорю, что воз и ныне там, Где эти исследования,где анализ проделанной работы?Как развивать дальше и к чему идти?Только опираешься на свой опыт и анализ проделанного.Вы берете отдельных игроков с великолепным игровым мышдением, а возьмите в масштабах хотя -бы Москвы.Сколько еще можно расскрыть талантов, при наличии необходимых условий и граммотности тренеров?Если в Финляндии,Швеции- с детства и до команды мастеров разработана общая стратегия развития хоккея, то они и показывают стабильный резельтат.Вотчто я имел ввиду.

starik
Сообщения: 100
Зарегистрирован: 14 ноя 2005, 15:41
Репутация: 0

Сообщение starik » 25 апр 2007, 12:27

Консультант писал(а):RED2: Если в Финляндии,Швеции- с детства и до команды мастеров разработана общая стратегия развития хоккея, то они и показывают стабильный резельтат.Вотчто я имел ввиду.

Не могли бы хотя бы вкратце поведать, в чем состоит суть и каковы общие положения такой общей стратегии.

Mikky
Сообщения: 2020
Зарегистрирован: 21 фев 2005, 17:38
Репутация: 154

Сообщение Mikky » 25 апр 2007, 14:39

А вот недавно в Финляндии турнир был по 97 году, так Питерский
Спартак98 второе место занял, и еще мог и первое занять.
В Хельсинки народу около 500000, а детских команд около 10 шт.
Зимой только ленивый на коньках не катается и катков немеряно.
Они события не форсируют просто делают хоккей доступным
для всех .
Я думаю начинать нужно с этого.

Консультант
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 16 янв 2007, 10:25
Репутация: 19

Сообщение Консультант » 25 апр 2007, 15:02

Общая стратегия определяется в едином подходе к обучению. Пример: у нас в общеобразовательных школах положено пройти на лыжах 30-40 часов, то то-же самое делается и тем с начального этапа обучения обязано уделяться внимание технике владения клюшкой/ведение мяча,броски и т.д./ сколько -то часов, то все - начиная с малышей и команды мастеров этим занимаются. Я сам работаю за границей по их программе. Положено 200-300 часов потратить на все элементы катания и это все делают.Наиграна тактическая схема основной команды, то все юношеские и молодежные сборные работают по этому плану.Поэтому взаимозаменяемость игроков безболезнено происходит.Самый важный компанент- детский тренер работает спокойно и на перспективу, согласно тем часам и материалу, который нужно проходить в этом возрасте,занимаются со всеми/ даже с игроками "с биноклями на глазах". У нас селекция, отсевы на ранней стадии и вечные очки, места, увольнения.Поверьте, мне есть с чем сравнивать, потому что,я там работаю летом.

Casper
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 04 янв 2007, 22:04
Репутация: 0

Сообщение Casper » 25 апр 2007, 19:31

Наша команда СА-94, очень много ездит на зарубежные турниры. И везде мы общаемся с родителями и тренерами из этих стран. На последнем турнире в Швеции, шведы сказали :" у вас великолепные дети, но что происходит со взрослыми, куда деваются потом ваши ребята?" Ответ видимо очень прост, начиная с раннего возраста заниматься спортом и притом очень и очень серьезно, наши дети выкладываются слишком рано и потому многие сходят досрочно. Почти везде в мире дети играют по 10-15 минут, в Финляндии игровая смена длится 1 минуту, потом раздается сирена и на лед выходит новая пятерка и не дай бог если увидят, что тренер тусанул состав или поменял очередность выхода пятерок. Вплоть до снятия с игры.
Везде с командами занимаются по несколько тренеров начиная с малолеток.
Но самое наверное главное ни над кем не давлеет груз ответственности за результат.

Аватара пользователя
Alex
Сообщения: 435
Зарегистрирован: 19 фев 2004, 12:09
Репутация: 0

Сообщение Alex » 25 апр 2007, 20:29

Casper писал(а): Но самое наверное главное ни над кем не давлеет груз ответственности за результат.

Абсолютно согласен, что это главное :hi: !

Аватара пользователя
4их-пых
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 20 окт 2006, 22:11
Репутация: 0

Сообщение 4их-пых » 25 апр 2007, 21:11

А еще дети спокойны психологически. А у нас с 9 - 10 лет должны боятся, что их отчислят, из кожи вон лезут, переживают, и в итоге ...... То что мы имеем с большим хоккеем.

RED2
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: 29 янв 2007, 17:57
Репутация: 90

Сообщение RED2 » 26 апр 2007, 06:24

Консультант: Согласен с Вами концептуально. Но мне то хочется на чем сделать акцент. Савин, Матвеев, Бомпа (для меня представители академической науки) определяют как необходимость комплексное развитие детского организма. ОФП рассматривается ими не как "а в воскресенье 10 кругов в среднем темпе для дыхалки", а как именно базовая часть подготовки до специализации. Та наша старая система - двор/банки на самом деле фактически и создавала идеальную модель ОФП (футбол, хоккей, баскетбол, салочки, чижики, круглый год, без давления и очень постепенно). Приходя в 10-12 лет в специализацию организм таких спортсменов был готов переваривать практически любые нагрузки, имел низкую предрасположенность к травмам, в голове было тренированное игровое мышление. При этом психологически через 10 лет (я считаю предельным временем от начала специализации до ВСМ для всех видов спорта), когда и можно заиграть во взрослом хоккее в полную силу (22 года), игрок не устал от хоккея. Сейчас же происходит наоборот. В 5 лет фактически начинается специализация с первыми пятерками, турнирными задачами, давлением, ответственностью, огромным объемом ледовой работы. Что бы мне не говорили, ОФП в массе ДЮСШ - не более 20%, при Тарасовской норме даже в первой сборной 50% на 50%. Организм элементарно не получает комплексной базы для предельных тренировочных нагрузок на уровне ВСМ, что и ведет к неготовности их переносить даже физически + высокая травматичность (я уж и не говорю об отрицательных патологиях). Опять же ранее 22 лет заиграть в СЛ очень сложно, не дадут в общей массе. Соответственно, с 5 до 22 лет игрок будет в рамках специализации 17 лет! С психологической точки зрения, это смерть для наличия мотивации к все возрастающим нагрузкам. Вот и получается, большой объем специальной работы ( на льду) дает технически перспективных игроков еще в раннем возрасте, но отсутствие фундамента ОФП делает перспективу нулевой. А выполнение тренерских установок и турнирных задач с 5 лет делает игроков шаблонными (как кто то сказал трамвайчики на рельсах), без необходимого уровня игрового мышления.

Особо и изучать поэтому нечего в этой ранней специализации. Можно только изучить победы в кубке Макдональдса. И горевать, как сказал Тихонов, о катастрофической нехватке материала во взрослом хоккее.

Консультант
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 16 янв 2007, 10:25
Репутация: 19

Сообщение Консультант » 26 апр 2007, 17:19

RED2: Полностью с вами согласен, что ранняя специализация захватила все тренировочное время и "современные" тренеры или недопонимают или еще хуже не хотят проводить занятия на земле.Не у всех катков есть возможность заниматься ОФП- круглогодично - наличие спортзалов и плоскостных сооружений. Климатические условия порой не позволяют, потому что дети хлипкие..Но самое интересное с чем я сталкиваюсь - многие тренеры не умеют работать на земле - набор упражнений и методика преподавания порой не соответсвует задачам возраста и направленности обучения.Отошли от тех традиций, которые нарабатывались десятилетиями.Хотя еще есть достаточно тренеров, которые работают в прогрессивном направлении и с учетом старых традиций.Умный, атлетичный, командный хоккей.

RED2
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: 29 янв 2007, 17:57
Репутация: 90

Сообщение RED2 » 27 апр 2007, 06:19

http://www.iceteams.ru/forum/showthread.php?t=220
Консультант: А как Вы мыслите по этому вопросу? Я то пришел вроде к первому варианту, но ведь есть и этот второй?

Консультант
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 16 янв 2007, 10:25
Репутация: 19

Сообщение Консультант » 27 апр 2007, 11:09

Я эти две теории проанализирую на своей работе.На УТС раньше проводил больше времени на общее развитие физических качеств- то есть занимался КРФК с акцентом на ловкость и игровое мышление,гибкость и координацию, проводил зарядки/ действительно придумали специалисты, для увеличения общего объема тренировочного времени в течении дня- но зарядка зарядке рознь/ что плохого, если пробежаться 1 км. к морю, искупаться, потянуться. Переход от земли на лед у меня занимал 18-25 дней.Развивались, значительно в объеме, другие группы мышц.Конечно, дети становились атлетичнее и выносливее. Теперь- а это уже более 9-10 лет- я этим занимаюсь параллельно. У них по 4-5 тренировок в день по 30-60 минут, где есть и работа с клюшкой и игровые упражнения на земле и КРФК и самое главное -лед.Срок подготовительного периода я сократил до 16-18 дней.-это все сборы.В соревновательном периоде идет постоянное ОФП, но опять - же по 30-45 минут перед тренировкой или после нее.Так я поддерживаю и развиваю организм в целом-дети постоянно растут.В течении года обязательно наступает "функциональная яма"- но она теперь краткосрочная.Для это есть время в соревновательном периоде-промежуточный этап,где подтягиваю физические кондиции.К спортлагерям с 7-8 лет отношусь положительно, но нужно обязательно выбирать место с нейтральным климатом.Там я четко занимался просмотром и отбором,закладывал основы тренировочного процесса и созданием дисциплины.Дети через 4-5 дней ведут себя так, какие они сами,забыв о родительских наставлениях.Проработав уже со всеми возростами- от набора и с командами мастеров, пришел к выводу, что ОФП - основа базовой подготовки с раннего этапа, но не кроссы, а через специализированную направленность,ОФП- необходимо в течении всего соревновательного и переходного периода.Один из моментов психологии ребенка- идет переключение внимания и направленности тр. процесса- меньше зациклен на хоккее.Более углубленная специализация должна начинаться с 13-14 лет- подошел возраст детей, когда они это делают осознанно, но опять - же она должна носить 40-60% ОБУЧАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА , А НЕ ВОСПИТАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ.

RED2
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: 29 янв 2007, 17:57
Репутация: 90

Сообщение RED2 » 28 апр 2007, 06:07

Как то Вы не жалуете специальную выносливость. А как же "положительные патологии" в средце, сосудах? Вот к примеру, легкоатлеты. Я специально разговаривал с тернерами в легкоатлетическом летнем лагере - что главное? Попытался изложить им вот эти 2 подхода. Вцелом они пренебрежительно отозвались собственно о технике - "главное, чтобы мотор работал и развивался". То есть они с 7 лет бегают кроссы и в весьма напряженном варианте. Как так?

Как я понимаю аэробная система - основа анаэробной. Хотя я упрощенно отождествляю для хоккея термины специальная выносливость и анаэробная система. (Неправильно?) Но если так, то кросс тренирует аэробную систему - как раз то, что нужно лет до 13-14...

А вообще паралельный характер существования методик - вещь любопытная, надо переварить...
На первый взгляд не решаются важные вопросы - сохранение мотивации к 22 годам при наличии хоккея с 5 лет. Или зачем, собственно, 17 лет специальной работы в хоккее? Может тогда надо уточнить вопросы периодизации на Ваш взгляд вообще подготовки? Как Вы видите этапы многолетней подготовки хоккеиста?

Консультант
Сообщения: 413
Зарегистрирован: 16 янв 2007, 10:25
Репутация: 19

Сообщение Консультант » 28 апр 2007, 11:12

Попытаюсь высказать свое понимание развития детского хоккея, хотя прекрасно осознаю, что это только мое мнение и на ход истории оно не повлияет, хотя уже есть много приверженцев и учеников, идущих именно в этом направлении.
Аэробная работа у цикликов- это их необходимость, у нас - же скоросто - силовой вид спорта + большое количество других физических качеств, но основное- это игровое мышление.Бегая кроссы- не разовьешь эти качества. Общую выносливость я набираю за счет игровых упражнений, попозже перехожу к специальной- с 9-лет по нарастающей по годам.Кроссовая подготовка имеет место в методике, но не основная и занимает 8-10% от общего объема ОФП- подготовительного периода.Проанализировав по минутам и по направленности молодежную команду, ставшей чемпионом Москвы- писал дипломную работу- 36-38% - я уделял КРФК,45-48% - скоростно-силовая, а оставшиеся- гибкость, ловкость, общая выносливость.тактика и т.д.
Специальную выносливость я подтягивал за счет интенсивных тренировок в течении недели.Конечно , что это все не полно описано.К чему я это говорю- было время, когда я уделял большое внимание общей выносливости и сравниваю сейчас/ то направление, по которому я сейчас работаю/ Общая выносливость значительно повысилась, уровень специальной выносливости стал выше, обученность детей владения клюшкой и владение техники катания значительно выше/ даже на порядок/ чем у сверстников из Московских команд/своего возраста/ и регионов - здесь я беру только командное- везде же есть и вундеркинды/.
По поводу сохранения мативации в хоккей - вот этим переключением -земля -лед и подбором упражнений/ больше обучающего характера и игрового, держится высокая устойчивость к тренировочному процессу. Своей целью ставлю - в недельном микроцикле давать 3-4 новых упражнения/ Этому я научился у А.В.Тарасова, -импровизировать по ходу/ и дети с удовольствием, при чем посещаемость очень высокая.
По поводу многолетнего этапа подготовки.Вопрос субьективный- мы исполнители придуманного в кабинетах, но что-бы сделал я- убрал такое количество игр у детей до 11-12 лет/ начиная с 9-10 лет количество игр достигает до 50-60 в год/ ОЧМ,Кубок Москвы по годам, Кубок Москвы среди СДЮШОР, 1-3 турнира, товарищеские встречи с проезжими через Москву,внутри Москвы товарищеские встречи, попал на финал России -6-8 игр, внутри школы с годами.

RED2
Сообщения: 1448
Зарегистрирован: 29 янв 2007, 17:57
Репутация: 90

Сообщение RED2 » 01 май 2007, 17:30

Внимательно все читаю, пытаюсь вникнуть... Несколько вопросов.

Я не тренер, КРФК - это что?

Меня все таки мучает вопрос - почему в хоккее достижение уровня ВСМ требует 17 лет, а не 10 как везде? Это тесно перекликается с вопросом льда - Вы пишите о параллельности процесса специальной работы и общефизической. Не происходит лишней толкотни в ступе? Скажем так - у меня всегда было устойчивое ощущение в спорте, что я переварил к определенному времени определенный ресурс специализированной работы - больше вобрать невозможно чисто генетически, поддержание себя на уровне ВСМ - это вопрос функциональнрой готовности. Насколько я пытался читать Лобановского - его концепция примерно схожа, селекция отвечает за модельные характеристики игрока, а далее игрок должен быть в состоянии выдерживать предельный режим функциональных нагрузок под сверхвосстановление применительно к турнирным задачам. Техническая составляющая игрока вторична по сравнению со способностью организма работать на фазе предельного утомления. Неплохо, если детский тренер еще и научил чему то в плане специальной работы (как Заварова), но если не бегает (как Черенков), то лучше возьмем на его место игрока с техническими изъянами, но бегающего (как Рац). То есть модель конкурентноспособного игрока идет через его возможности работать на пределе, сверхвосстанавливаться, получать отсюда картбланш к вариативности действий (игровое мышление) и раскрытию технического потенциала. Я где то читал слова Ларионова - он пишет, что в определенном возрасте лед не нужен, важен общий функциональный уровень организма - очень похоже. То есть и Ларионов в какое то время уже все в себя вобрал в плане именно специальной работы. То есть я хочу сказать, что уровень специальной работы (возможно) имеет предельную величину. А стабильная работа на "фазе предельного утомления" требует от спортсмена именно комплексного развития физических качеств организма. Тут специальная выносливость/специальная работа почти враг - в предельном утомлении учавствуют все системы организма. И именно они все выводят на сверхвосстановление. Не набегал кроссов в детстве - адекватно не выведешь организм на пик ФС. Если так - то тогда надо между кроссами в детстве на лед заглядывать, причем факультативно. Даже, мне думается, также рассуждал Тихонов, отчисляя из сборной 30 летних ветеранов по результатам функциональных тестов. Уж объем технической подготовленности или способности к игровому мышлению у них был предельным...

Ответить

Вернуться в «Тренерская»