Сообщение
INC » 14 янв 2004, 13:04
:shock: Очень интересная статья.
Можно обсудить.
"Юные заботы" ( газета "Спортивная неделя" от 14.11 г. Ярославль)
Уроки в школе заканчиваются где-то в середине дня, и у ребенка остается уйма свободного времени. К тому же одноклассники не дают покоя: один вчера научился плавать кролем, другой выучил новый аккорд на фортепиано, третий забил потрясающий мяч команде соседнего двора. "А мой-то чем хуже?" – думают родители и тут же записывают бедного ребенка во все кружки подряд. Все просто отлично: ребенок доволен – родителям хлопот меньше. Конечно, безумно весело гонять мяч, намного интересней, чем сидеть за книжками и тетрадками. А как же, господа родители, в этом случае основы знаний? Или вы ждете от отпрыска карьеры футболиста? Ждите. Но в первом классе вам никто не сможет с уверенностью это доказать. В итоге все будет зависеть от характера. Если упорство и решимость – отличительные черты вашего ребенка, и к тому же вам постоянно твердят о его талантливости – запасайтесь листами для автографов. Если же чего-то нет – не расстраивайтесь, может стоит подналечь на учебу и вырастить кандидата наук. Но помните, даже будущему профессору двух уроков физкультуры в неделю мало – посвятите выходные семейному спорту. А мы подробно остановимся на азах хоккея. Немыслимое количество разговоров слышно об игроках известных, взрослых. А о том, с чего все начиналось, больше умалчивается. Итак:
С чего все начинается?
Как и в случае с любым обучением – со школы. Только в отличие от общеобразовательных учреждений, спортивное заведение такого плана у нас в единственном числе. Несложно догадаться, что находится эта школа при хоккейном клубе "Локомотив", а располагается во дворце спорта "Автодизель". На некоторые актуальные темы мы поговорили с директором – Виктором Николаевичем Михайловым.
Самое главное, чтобы ваш ребенок был здоровым и сильным. Хотя бывали случаи, что именно спорт вылечивал и ставил на ноги детей с проблемами в здоровье. Но это скорее отдельная тем для разговора, под названием лечебная физкультура. А профессиональные занятия, решение серьезное и не простое. Начать хотя бы с того, что с каждым годом не будет легче. Только сложнее. Если начинается все с обучения держаться на коньках и выполнять простейшие фигуры катания, то потом придется думать головой. Хоккей такой вид спорта, где ребенок может показать себя только в 11-13 лет, когда к его ногам начинает присоединяться еще и голова! А в возрасте 6 лет можно говорить только о том, что хорошо научился парень на коньках кататься или нет. И все! Хоккей игра интеллектуальная на самом деле, физика физикой, а голова с мозгами имеет огромное (если не решающее) значение. А.Н. Филипов (легенда "Динамо") всегда говорил, что медведя учат кататься на коньках за 3-6 месяцев.
- В каком возрасте обычно приходят заниматься?
- Обычно не приходят, а мы ищем по школам. Сами родители приводят детей в 10% случаев. Начинать заниматься надо где-то в 6-7 лет.
- Бывают отклонения, например родители заранее решили, что ребенок должен стать звездой хоккея и приводят уже в 4 года?
- Бывают, но в группу мы их не берем. Считаем, что это рано. Это еще не самостоятельный ребенок. За ним нужен постоянный родительский присмотр. Сейчас есть группа фигурного катания, хоть мы сообща на хоккей и не работаем, но таким родителям советуем обратиться к их руководителю, Герману Георгиевичу. Тогда мальчик будет твердо стоять на коньках к моменту поступления в школу.
- А в другую сторону отклонения бывают, если появляется ребенок в 10-11 лет, который сам сознательно хочет заниматься?
- Ну мы же не группа здоровья и не массовое катание. Это называется СДЮСШОР – специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва. Хотя в начале мы много ребят набираем, до 150 человек одного возраста. Потом те, кому не дано отсеиваются. Так же как и везде: в музыке, в танцах, в любом виде искусства или спорта.
Вот пример: раздается звонок и парень хочет, чтобы его в 14 лет взяли. Он уже опоздал лет на 6-7.
А если рассматривать случай 10-ти летних, то мы в том году набрали 30 новеньких, родившихся в 1993. Им еще даем шанс, так же как и ребятам младше. Опыт показывает, что брать ребенка, который пришел поздно, то же самое, что нам с вами пытаться заниматься балетом.
- И как результаты у тех, кого взяли позже?
- Чуда не произошло, и они не сразу стали лучшими. Надо где-то 2-3-4 года, чтобы ребята набрали объем тренировочного процесса на льду, тогда можно выйти на какой-то уровень. А среди них таких талантливых, как Фетисов, Макаров, Ларионов - пока не видно.
- Насколько затратный в финансовом плане хоккей для начинающих?
- Всю амуницию для 6-7 летнего ребенка приходится покупать самим. В отличие от московских школ, у нас за обучение денег не берут. Давайте посчитаем: 1400 – шлем, 1400 – коньки, 2600 – защитная форма, 600 – майка. Примерно в 6000 рублей можно уложиться. Года 2- 3 в этой форме реально прозаниматься. Не забудьте, что коньки надо покупать чуть больше, на вырост. А когда ребята начинают играть в официальных чемпионатах России, то их уже одевает клуб.
- Как вы считаете, что привлекает ребят именно в хоккей?
- Я думаю, это наша настойчивость. Конечно, нельзя обойти вниманием и удачное выступление последние два сезона первой команды. Правда некоторых родителей приходится до полугода уговаривать, чтобы они привели своих детей. Есть талантливые мальчики (мы их в школах отобрали), но по разным причинам они не занимаются у нас: некому водить, далеко живут, и т.д.
- Ищете ли талантов в дворовых командах?
- Мы бы хотели. Ведь как раньше было, турнир "Золотая шайба", на который мы пришли, посмотрели, взяли самых достойных. Сейчас, к сожалению, получается наоборот: мы набираем в школу, готовим, а кто не подходит, идет играть в "коробки". Но, тем не менее, работает 12-ая школа, ее направление – больший охват "дворовых" команд и если там есть звездочка – мы обязательно ее берем.
- Причины ухода детей?
- Вообще отсев это нормальное явление, мы тоже можем ошибаться: ведь набираем не "со льда", а высоких, сильных, координированных, ловких, игровиков – то, что для хоккея важно. У нас есть несколько специализированных тестов, по которым мы и оцениваем ребят. Но никаким образом тренер не может определить в ребенке 6-7 лет задатки будущего мастера, только лишь общее соответствие виду спорта. Гимнасты придут – будут набирать маленьких, худеньких. У всех свои приоритеты. А конкретные причины ухода: например, те случаи, когда мальчику не дано, просто нет у него способностей. Ситуацию можно сравнить с обычной школой, есть класс учащихся: одни отличники, другие двоечники.
- Причиной плохой учебы может быть просто нежелание учиться, лень, например.
- У нас немного разные ситуации: школа это все-таки "надо", а у нас игра – и многие приходят сюда с радостью. У нас такой проблемы как лентяи нет. Еще можно выделить причину ухода из хоккея – когда некому водить. Живет семья на другом конце города, родители работают, а бабушки или дедушки нет.
- А из-за травмы хоккей бросали?
- На моей памяти таких ситуаций не случалось: чтобы в детском возрасте кто-то так травмировался, чтобы закончить с хоккеем, не было такого. Шишек и небольших переломов – сколько угодно. Родители при этом не уводят детей. Наоборот, есть ребята упертые, просто помешанные на том, чтобы играть. Был недавно случай: перелом бедра, парню вставили спицу, а он уже через месяц на лед рвется. Такие сплошь и рядом. Серьезные травмы бывают уже в старшем возрасте, когда начитается этап контактного хоккея, броски и удары. А маленький, ну что он может – только упасть и удариться. Но мы его на лед без шлема не выпускаем. А если локоток ударит, или коленку – тогда начинам выдавать защитную форму. А тем, у кого она есть – вообще такие падения не страшны.
Мама, папа, тренер.
Начну с цитаты: " ... планируя тренировочные нагрузки, тренер должен учитывать уровень анаэробного порога каждого спортсмена. Целесообразно несколько раз в год проводить тестирование спортсменов для определения у них уровня анаэробного порога..." (спортивная физиология).
Не многие, наверно, поняли, о чем это и к чему? А вот к чему: детский тренер - это педагог, психолог, физиолог, врач, биохимик одновременно (желательно)! Все наши тренеры, конечно, когда-то закончили институты, имеют дипломы и теперь работают с детьми. Каждый из них, конечно, штудирует по вечерам специальную методическую литературу, а не только "Весь хоккей" и "Советский спорт"; все тренеры, конечно, помнят, что хоккей ациклический анаэробный вид спорта и умеют правильно, соответственно возрасту и физическому состоянию каждого ребенка, дозировать нагрузки. Методически правильно организуют тренировочный процесс, а еще постоянно повышают уровень своего профессионализма (высшая школа тренеров).
Почему в школах, детских садах, поликлиниках ежегодно проводятся семинары, лекции? Почему два раза в год педагогов "заставляют" идти на курсы повышения квалификации? Может быть, и у нас в спорте, в хоккее, что-то подобное тоже происходит? Или у нас такого нет? Как бы хотелось родителям проверить уровень подготовленности не детей, а наших тренеров, в том числе и профессиональный! Ведь тренер, как врач, должен "не калечить, а лечить".
На данный момент времени существует уже огромное количество современных и не очень методик, по которым написано уже много книг и диссертаций и которые до мельчайших подробностей расписывают тренеру, что и в какой последовательности делать с детьми, за какое время, в каком месте и т.д. Тренеру необходимо только найти и выбрать подходящую для себя методику и следовать ей. Конечно, это в основном касается детей до 12 лет, потом уже необходимо подключать свое видение игры, схемы игры, но и это уже тоже все есть, осталось только найти и изучить. Поэтому родительский коллектив, не крича и топая ногами, вправе поинтересоваться просто какими именно пособиями пользуется их тренер (как в школе можно же узнать по каким учебникам будут учить их детей). И именно поэтому детским тренером может стать бывший спортсмен, но изучивший и применяющий какую-либо из современных или старых методик тренировки хоккеиста. Но главным при работе с детьми всегда было и остается, даже в таком жестком виде спорта, как хоккей - это любовь к ним, к этим самым мелким хоккеистам (пусть даже эта любовь иногда принимает разные виды от кнута до пряника).
- В Финской системе хоккея существует такая должность – инспектора. Он следит за правильностью обучения в детской школе. Как контролируют тренера в России?
- Во-первых, право работать с детьми дает образование и диплом. Во-вторых, как в каждой школе у есть педагогический совет, у нас - тренерский совет. Совещания по методикам проходят по вторникам: разбираем и итоги выступления, и тренировочный процесс.
- Должен ли тренер в спортивной школе быть еще и воспитателем?
- Я думаю, что должен быть: мы в первую очередь воспитываем человека, а потом уже хоккеиста.
- Где грань, между тем воспитанием, которое дает тренер, и которое дают родители?
- А здесь еще одна категория людей упущена – это общеобразовательная школа. У нас он полтора часа в день, в семье – вечер, ночь и утро, а в школе 5-6 часов. Мы просто в разной степени влияем на детей. Но отбирать у семьи право на лидерство – нет никаких оснований. Как правило, в плохих семьях и дети плохие.
- А если семья неблагополучная, но ребенок "тянется к хорошему"? Но родители возмущены, что тренер пытается перевоспитать ребенка?
- Бывает, как правило, наоборот, родители люди взрослые и понимают, даже просят и благодарят потом. Мы же прививаем только хорошие привычки – например, вести здоровый образ жизни. Взять режим – у нас могут быть и в 6 утра тренировки, не каждый это выдержит – здесь и воспитывается характер.
- Есть система контроля над успеваемостью в обычной школе?
- Обязательно. Тренер бывает и на родительских собраниях, если ребенок плохо учится – то тренер может его на тренировку не пустить, или на игру не поставить, пока не исправит оценки. В старшем возрасте меньше контроля, в младшем – больше.
- Какие требования предъявляются к тренеру (помимо образования и диплома)?
- Время меняется, и мы вместе с ним. Кричать, обзывать – это имеет место, но это единичные случаи. Повышать голос приходится, попробуй объяснить упражнение на всю площадку, притом, что половина детей больше болтают между собой, чем слушают тренера.
- Существует такое понятие как молодой тренер? Откуда они появляются?
- Ну не совсем тренер. Несколько человек, которые по разным причинам закончили с хоккеем как игроки. Поскольку они клубу близки, то мы предложили им должности помощников или методистов. Когда они окончат институт – будут уже опытные работники школы. У кого есть такое желание (а не у каждого оно бывает) – с мальчишками возиться – мы не отказываем, берем. В команде 1994 года рождения – помогают двое родителей, они когда-то сами занимались хоккеем. На начальном этапе на площадке много народу, и тренеру одному за всеми уследить сложно.
- Насколько важен результат команды школы?
- Все взаимосвязано. В плохой команде хорошего игрока не воспитать. Главное не результат команды, а личный – когда воспитанник школы попадает во вторую команду, а потом в первую и в сборную России.
- Если цель школы – воспитать именно свои кадры, почему тогда приглашают игроков других клубов?
- А возьмите, 14-миллионный мегаполис, нам с ним не сравниться. Можно конечно обойтись своими игроками, и проигрывать все турниры, говорить, что воспитываем исключительно своих. Но еще раз повторюсь - в плохой команде хорошего хоккеиста не воспитаешь. Антипов Вова из Апатитов, Власенков Дима из Оленегорска,– почему не дать таким людям играть? Дима Красоткин так бы остался в Рыбинске – об уровне местного хоккея в последние годы вообще хочется промолчать.
Сколько лет, сколько зим?
Всегда бывают ситуации, когда что-то не получается, не выходит. Ребенок привык быть лидером, а результата нет. И некоторые очень "умные" родители решают, что их ребенку комфортнее будет заниматься в команде, где все игроки младше его, ну хотя бы на год. И идут на нарушение закона – подделывают все документы, вплоть до метрик из роддома. Потом пытаются продать своего отпрыска в другой клуб, который "ни сном, ни духом" об этой подделке. Что же получается, когда это нарушение обнаруживается, с команды, за которую выступал ребенок, снимают все очки, а его самого дисквалифицируют. За что страдают другие? Так получилось с командой "Локомотив- 91". Как же защититься от подобных "подстав"?
- Как происходит процесс покупки молодого игрока из другого клуба?
- Раньше он никак не проходил, а сейчас проходит по недавно введенному статусу хоккеиста. Есть такой документ, где все прописано. Хотя иногда просто с клубом договариваемся об обмене. Но игрока не пригласят до тех пор, пока мы не будем знать о нем все, вплоть до вредных привычек.
- Как тогда получилось так, что клуб пригласил игрока другого года рождения?
- А я же должен российским документам верить? Или нет? У этого мальчика свидетельство о рождении было совершенно чистое, не повторное, не дубликат.
- Если есть сомнения, можно же заплатить работникам ФСБ, чтобы проверить достоверность сведений.
- А мы практически так сейчас и делаем. Только не платим. Есть хорошие друзья, которые помогают в этом. Еще не одни руководители на этом обожгутся, от этого никто не застрахован.