Записки папы юного хоккеиста.
1.
Данная статья - это наблюдение и субъективный анализ различного подхода американской и российской методик тренировок в детском хоккее. Именно российской, не путать с советской.
Автор статьи не является ни спортсменом, ни тренером, ни хоккеистом. Хотя в юности занимался различными видами спорта, взрослым играл в любительский хоккей и, благодаря сыну, вынужден воспитывать в себе качества тренера)
Осознание, что различия существенные и влияние на результат значительное, пришло после получения краткосрочного опыта тренировок моего сына в пригороде Лос-Анжелеса штата Калифорнии.
Сыну было на тот момент 9 лет, шёл ноябрь, он был заявлен на Кубок Москвы. Но тренер дал добро на поездку, если мы найдём способ поддерживать форму и выходить там на лёд. Поездка планировалась на 40 дней.
И по приезду мы сразу нашли русскоговорящего тренера. Это действующий тренер детской команды Дакс Анахайм 2006-2007гг Евгений Кабанец. Тренировки были как индивидуальные, так и в группе по несколько человек.
Тренер был улыбчив, внимателен, постоянно хвалил моего сына. Всё время предлагал жест -дружески стукнуться кулачками в краге. Это дружелюбие помогало быть сыну более раскованным, проявлять больше усердия, не бояться сделать ошибку. С терпением «удава» Е. Кабанец объяснял и не уставал показывать технику выполнения упражнения. Не только показывал, но и объяснял причинно-следственную связь правильного и неправильного выполнения упражнения. То есть ребёнок уже наглядно видел негативные последствия, которые произойдут, если он сделает упражнение не правильно. Естественно такая тренировка очень понравилась сыну. Ребята довольно свободно себя чувствуют на льду. Не нужно спрашивать тренера, что бы чуть отдохнуть и попить воды. Скорее это не дисциплина, а порядок. Для баловства там как то нет времени. Все заняты. И дети туда приходят по желанию. На льду всегда шумновато и тренеру приходится повышать голос, что бы его услышали. Но никогда тренер не повышает тон на ребёнка и не ругает его, а только старается объяснить и говорит с ним. Если ребёнок, по каким то причинам, противится и «капризничает», тренер пытается найти причину и разобрать её в процессе разговора. Если у него не получается, он просто предлагает ребёнку отдохнуть, посидеть на лавочке или поиграть с шайбой в сторонке, побросать по воротам. То есть всякое давление отсутствует. Ребёнка воспринимают как равного себе человека, с уважением его достоинства и индивидуальности.
Там нет понятия «первой» или «третьей пятёрки». Пятёрки разбиты по цветам и постоянно ротируются. Игра на счёт в этом возрасте запрещена, счёт не ведётся и соответственно нет проигравших. Тренера в основном дают тактику, ведение шайбы и отработку паса и броска. У кого слабое катание, обычно ходят на дополнительные тренировки к тренерам по технике катания. В процессе тренировки, конечно ребятам приходится делать элементы, где совершенствуется навыки катания, но тренер исправлением ошибок не занимается, а рекомендует родителям сводить ребёнка к тому или иному тренеру на доп. занятие.
Климат в Калифорнии прекрасный. Зимы нет. Крайне редко температура ночью может опуститься до 9 градусов. Рядом океан. Ребята постоянно катаются на велосипедах, роликах, купаются в бассенах и в океане, играют в футбол, баскетбол и другие подвижные игры. Два раза за лето проводят хоккейные турниры на роликах. Моему сыну удалось в таком турнире поучавствовать, ему очень понравилось. Техника катания там другая, приходится перестраиваться. Но как раз в этот момент произходит слом стереотипов, заставляя работать мышление по-другому. А это развивает творчество-один из самых необходимых компонентов для развития ребёнка в детсве.
Всякий тренер 4 раза в год проходит квалификационные тренинги. Где ему рассказывают о новых внедрениях, экепировке, методиках тренировок и тестируют. Иногда это проходит дистанционно. Каждый детский тренер изучает психологию поведения детей.
Ещё одно важное отличие заключается в поставленной цели и какой результат хотят видеть в Федерации хоккея. Здесь нужно понимать, что в Америке десткий хоккей ставит задачу в первую очередь массовость вовлечения в процесс и физическое воспитание. До 14 лет Федерация хоккея запрещает «профессионально» подходить к тренировкам спортсмена. Образование на 1 месте. Школа не даёт никаких льгот спортсменам и всякие пропуски вызывают бурю негодования учетилей, которые названивают родителям и «промывают мозг». Да и сами родители относятся к хоккею как к забаве и увлечению своего ребёнка. Там родители радуются, что ребёнок чем то занимается и проводит время с пользой для здоровья. Ни каких спортивных достижений не ждут, но всегда радуются и восхищаются ими, если ребёнок дал для этого хоть малейший повод.
Кстатит в этом последнем абсзаце и состоит принципиальное отличие, в отношении родителей к детскому хоккею в США и России. И нашему руководству в Федерации следовало бы изучить статистику процента спортсменов, которые переступают порог в 14 лет и остаются в хоккее. Задачи, которые ставит наша Федерация Хоккея, выжимают из ребёнка весь потенциал к 12 годам. В 10-11 лет у ребёнка по 6 тренировок в неделю плюс 1-2 игры. Сезон длится 10-11 месяцев в году. Для отдыха остаётся июнь, но и этот месяц одержимые родители пытаются превратить в «восстановительные» сборы. В июле начинаются «втягивающие» сборы. С августа тренироки. Взрослому спортсмену такой график покажется изнуряющим.
Но, одна из самаых важных причин неудач маленького хоккеиста, кроется в отношении родителей к его тренировкам. Это следующая наболевшая тема моих записей, на которой мы затронем психологическое состояние ребёнка и разберём самые вопиющие ошибки родителей в отношении к своему ребёнку при занятиях спортом.
2.
В этот раз, я хотел бы поделиться своими отцовскими ошибками в отношении к занятиям хоккеем своего сына. Видя собственными глазами превалирующее большинство родителей, совершающих те же самые ошибки, хотелось бы их разобрать и постараться предостеречь тех, кто этим заинтересуется.
Для начала вспомним как всё начиналось.
Долгожданное рождение мальчика в семье!) «Продолжатель Рода. Нужно его воспитать так, чтобы теперь он стал настоящим мужчиной. Хоккей для этого как раз подходит – «в хоккей играют настоящие мужчины». Так я думал и с трёх лет начал проявлять «отцовскую» строгость в воспитании сына– «мужчины не плачут, не ной, как девочка, терпи» и тд.
Это одно из моих первых заблуждений, навязанное некоторыми старыми советскими фильмами и окружающей средой в которой я находился. Маленький ребёнок очень нуждается в теплоте и ласке на только мамы. Мужская родительская любовь даёт ребёнку спокойствие и уверенность, учит гармонии. И ни в коем случае нельзя пренебрегать проявлять к сыну теплоту и ласку. Те мальчики, которые не получают её в детстве от папы, не редко во взрослом возрасте могут пойти «искать её на стороне» и совсем потерять мужское достоинство… Простите, но это не абстрактные рассуждения, а реальные примеры из жизни, которые я наблюдал в семьях, где мальчик рос без папы или с папой деспотом. Я, конечно не говорю о сюсюканьях, но объятия сына, похвала поглаживанием по голове или похлопыванием по плечу, и вообще тактильное общение с сыном, будет только на пользу. Почему то многие папы прямо таки «боятся» проявить нежность к мальчику. Не бойтесь проявлять свою любовь, он будет только благодарен за доверие и более спокоен и уверен в завтрашнем дне.
Я считаю это ошибкой №1и пытаюсь теперь это восполнить – мой 11-ти летний сын тянется ко мне «на ручки» и мне приходится поднимать рослого кабанчика и заключать его в свои обьятия)
Итак, в пять лет мы пришли в местную хоккейную школу. Первое время, конечно мы забавно наблюдаем за первыми шагами на люду, даём сыну адаптироваться, поддерживаем его, но чем дольше он ходит на хоккей, тем придирчивее мы становимся и наш ребёнок всё чаще начинает слышать от нас не похвалу и восхищение успехами, а банальную критику и видит растущее недовольство. Мы начинаем пытаться «помочь» тренеру с дисциплиной своего чада (ведь у него столько детей, за всеми не уследишь), и с трибун громко «подсказываем», активно жестикулируем и показываем как нужно «правильно» делать то или иное упражнение). Зачастую, кстати, родители и на коньках то стоять не умеют, но они же видят как показывает тренер, а чадо в это время отвлекалось и ещё других отвлекало)) Ух, я тебе! И папа активно трясёт кулаком сыну!... Узнаёте себя?))
Когда мы записываем ребёнка в 5 лет в хоккейную секцию, какого результата мы планируем достичь? Каким хотим увидеть сына через 5-10 лет?
Многие родители, когда формируют решение о записи в спортивную секцию, конечно же сразу представляют, как их сын будет целовать золотой кругляшек медали с самой высокой ступеньки пьедестала. Миллионные контракты в НХЛ, знаменитость и тд. Как же об этом не помечтать?) Просто об этом никто не говорит, это будет не сейчас, а позже. Пройдут годы… Многие годы тренировок. Но самое интересное, что те образы, которые мы представили как результат нашего прихода в секцию, начинают формировать и наше отношение ко всему тренировочному процессу. Мы начинаем чувствовать ответственность за доведение дела до результата и уделять особое внимание и контролировать этот процесс для достижения цели. «Своей» цели. Это и есть самая главная ошибка родителей. Так как родитель заведомо определяет «судьбу» ребёнка. Можно сказать принудительно и максимально прикладывая весь свой родительский авторитет и выстраивая свою систему воспитания. Обозначим её ошибкой №2– Лишение ребёнка права выбора и взятие ответственности за выбор будущего за него.
В моей памяти всплывает один любопытный фрагмент из познаний о прошлом. В Древней Руси, славянские дети в 12 лет проходили обряд «имянаречения». Это когда Волхвы сообщали отроку его имя, говорящее о его предназначении и тех уроках, которые он рождён пройти. После этого обряда, отрок становился самостоятельной личностью, сам отвечающий за свои поступки. В свет выходил человек, способный сам принимать решения и отвечать за них.
То есть до исполнения 12 лет, наша задача, как родителей, помочь своему ребёнку максимально познать окружающий мир и научить тому, к чему у него будет проявляться интерес. И не забывать что в этот 12 –ти летний период детства, мы не в праве определять его судьбу, а только откликаться на его желания что-либо познать. А после 12 лет, когда мальчик по взрослеет, он сам скажет кем он хочет стать и что для этого он готов сделать.
Но это только «как надо». В реальности, в «системе» детского спорта тоже существуют свои цели и задачи и они нацелены на получение результата… с 8 лет. Этот результат спрашивают с тренеров. А тренера, в свою очередь, спрашивают с детей. И в нашей стране спрашивают как со взрослых. Даже лексику, иной раз забывают «редактировать»… Что очень печально и не делает чести тренерам, даже тем, чьи спортивные достижения в своё время были очень высоки. Но самое печальное, что родители не только не пресекают такое отношение тренера к своему ребёнку, но и сами так же себя ведут.
Я вспоминаю как я сам в ярости спускался с «балкона», подзывал 6-ти летнего сына, резко брал его за грудки или маску и с перекошенным от злости лицом требовал слушать тренера и стараться правильно выполнять упражнение, заканчивая шлепком по шлему… Как мне сейчас стыдно об этом вспоминать и видеть себя со стороны, удивляясь как меня земля ещё носит… Мне Боги дали сына, о котором я так долго мечтал, а вместо того, что бы радоваться его успехам, его стараниям, детской радости, я как последний урод требовал от него того, что сам себе нафантазировал, тренируя как овчарку.
К сожалению, это привычка быть слишком критичным по отношению к действиям собственного ребёнка, и мешает им раскрыться. Ребёнок тонко чувствует отношение родителей. И если родитель часто не доволен его действиями, он начинает чувствовать свою несостоятельность и боится делать что либо вообще: «лучше я не буду делать ничего, чем делать плохо и папа/мама опять будут мной недовольны».
Я был свидетелем, когда в Лос Анжелесе на игре детей 2007 года был один новенький мальчик, который естественно не дотягивал до уровня сверстников, так как позже начал заниматься. Так вот этот мальчик всю игру по-нашему говоря «косячил». Я специально смотрел на реакцию родителей, когда он очередной раз не попадал по шайбе или падал в самый ответственный момент, у родителей всей команды полностью отсутствовало переживание в эти моменты. Они продолжали с улыбками смотреть на игру. Но один раз, в падении, этот мальчик отправил шайбу к центру поля, где как раз оказался сменившийся игрок из его команды, который с его передачи забил гол. Что тут было! Родители по вскакивали, радовались, кричали, а после игры этого мальчика хвалили все – его товарищи, оба тренера, все родители, даже родители другой команды. Вы представляете состояние этого мальчика? Он чувствовал себя героем дня! И будьте уверены, что на очередной тренировке этот мальчик будет стараться в разы сильнее.
Итак, ошибка №3 если мы хотим, что бы наш ребёнок играл с радостью, нам постоянно нужно искать в нём то, за что можно похвалить. И постоянно давать понять ребёнку, что любое его достижение приносит нам радость и мы гордимся им. Сделал красиво улиточку один раз из 100 – похвалим именно за неё: «Сынок, какую ты красивую улиточку сделал, молодец, всех обманул!» Сильно и точно бросил и «случайно» попал? Не оставим этот случай без своего восхищения: «Вот это бросочек у тебя был сегодня!!! Чуть сетку не порвал!» И в таком же формате отмечаем любые успехи. Критику и недовольство ребёнком исключитьи оставьте для себя самого и своих поступков. А наш ребёнок только учится жить и заслуживает только похвалы.